Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО». В результате работы по конструированию дошкольники: могут создать красочные, привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у них навыков; • учатся конструировать по образцу, по моделям и самостоятельно; • получают опыт анализа конструкций, идей; • учатся описывать модели по алгоритму и сочинять загадки, сказки, рассказы. Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях с ними нужно рассматривать картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки. Например: С ЛЕГО легче все уметь, С ЛЕГО легче поумнеть! Детали, детали, вы спать не устали? Сегодня с утра нам строить пора! Было много кирпичей, Каждый был совсем ничей. А теперь детали Крепкой стенкой встали. В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь. В ходе лего-конструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа: • Знакомство с новым материалом (детали строительного материала). Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала - кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова, познакомиться со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, ступенчатое). • Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно). • Самостоятельное выполнение детьми (помощь). • Обыгрывание постройки - использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата). Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности. Какие же дидактические игры и упражнения с использованием лего-элементов можно применять для развития речи детей? Игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Дидактическая игра «Выложи схему слова» Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква». При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике, сколько в твоей схеме длинных деталей? сколько шестерёнок и т. д.) При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр). В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА. Работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего-конструирования , результативна, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала. |