Суббота, 21.06.2025, 11:59

Приветствую Вас Гость | | Главная | Защита реализуемой практики | Регистрация | Вход

Защита реализуемой практики


Описание логопедической практики

Тема: «Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Актуальность темы. У детей старшего дошкольного возраста речь в норме должна быть правильной, связной, грамматически правильно оформленной. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Поэтому ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является актуальной задачей на сегодняшний день.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи и в развитии лексико-грамматических компонентов речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе (индивидуальное развитие организма) описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.. Основанное на теории Л.С. Выготского понимание речевого онтогенеза позволило еще в советское время Розе Евгеньевне Левиной (педагогу, психологу) определить теоретические основы современной логопедии.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, в том числе и рост числа дошкольников с особыми образовательными потребностями. По результатам логопедического обследования детей с 4-7лет нашего детского сада за 2021-2022 гг.. было выявлено 27 детей с ОНР (26 % от общего количества), в 2022-2023 гг.. - 43 ребенка (38 %), в 2023-2024 гг.. - 60 дошкольников (42 %), из них статус ОВЗ имеют 33 ребенка (19 дошкольников с ТНР, 12 - с ЗПР, 1 – с РАС и 1- с соматическим заболеванием). Коррекцией охвачены все дети, и работа строится в соответствии с заключением ПМПК или ППк детского сада. В детском саду работает 2 учителя - логопеда, педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя и инструктор по физической культуре.

Считаю, что одной из причин увеличения количества детей с ОНР различного уровня вызвано отсутствием живого общения родителей с детьми (или же заменой такого общения гаджетами), поздним обращением к специалистам при отсутствии речи у ребенка.

Гипотеза и предполагаемый результат. Если своевременно начать коррекцию, объединив усилия педагогов и родителей, при отсутствии пропусков без причин и при правильном планировании работы с детьми, то по завершению коррекции дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы, грамматически правильно строить фразы, иметь активный словарный запас соответственно возрасту и развитую связную речь;
  • уметь использовать полученные речевые навыки для общения и обучения.

Считаю, что целесообразно подбирать лексический материал по тематическому принципу, - это способствует его лучшему запоминанию. Поэтому темы занятий беру с учетом календарного

планирования детского сада. Занятия проводились с подгруппой детей два раза в неделю с наполняемостью 2-5 человек. Представленный видеофрагмент входит в цикл из 30 занятий для детей с ОНР (приложение №1).

Цель практики: развитие лексико-грамматической стороны и связной речи у детей с ОНР и формирование семантических полей.

Задачи:

- пополнять и активизировать словарь;

- развивать лексико-грамматический строй и связную речь ребенка;

- развивать умение применять полученные знания в игре, в общении, на занятии.

Этапы коррекционной работы:

1. Диагностический.

Цель: всестороннее обследование уровня речевого развития детей, беседа с родителями и сбор анамнеза. Для более эффективной работы довожу результаты обследования до сведения воспитателей и родителей.

2. Коррекционно-обучающий.

Цель: коррекция выявленных нарушений.

На каждого ребенка заведена речевая карта и составляется индивидуальный маршрут. Подбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям. Самое главное, налаживание эмоционального, доверительного контакта с ребенком, без этого не выстроить коррекционную работу.

3. Оценочный (итоговый).

Цель: итоговое обследование с целью выявления динамики, оценка и анализ проведенной работы, определяю перспективу на будущее.

Выбор методов и приемов зависел от того, какой уровень развития речи у дошкольника, от его индивидуальных и возрастных особенностей.

Коррекционная работа с детьми 1 уровня предполагает формирование пассивного и активного словаря и знаний об окружающем мире, понимание обращенной речи, простых грамматических форм, развитие слоговой структуры слов, формирование простейшей фразы,

С детьми 2 уровня продолжается уточнение, расширение и активизация словаря, вводятся слова-антонимы, дети знакомятся с словоизменением и словообразованием, основным является формирование фразовой речи. Переход от простого предложения к более сложному, распространенному.

Основной задачей 3 уровня является формирование связной речи, а также продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. 

Главным средством в развитии речи детей дошкольного возраста являются игра, живое слово, чтение художественной литературы. Исходя из этого, я выделяю следующие методы и приемы работы, которые будут зависеть от новизны материала, возраста ребенка и речевого дефекта:

  • образец, объяснение, указание, сравнение, повторение;
  • создание проблемной ситуации;
  • подсказка;
  • помощь других детей к исправлению ошибки;
  • вопросы.

Методы, применяемые при коррекции:

  • словесные (игры и упражнения, пересказ рассказов и сказок, рассказ, беседа, загадывание загадок);
  • наглядные (рассматривание картин, иллюстраций);
  • практические (различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, драматизации), во время которых дети смогут применить и показать полученные навыки).

По моему мнению, главным при построении занятия является создание комфортной среды, доверия между педагогом и ребенком, создание ситуаций успеха, при которых малыш поверит в себя. для этого я использую поощрения, похвалу даже за малые достижения. Также создаю пособия для поддержания учебной мотивации и интереса к занятиям, лучшего усвоения материала по данной теме:

  • пособие «Волшебный круг»  для работы с подгруппой детей на закрепление лексико-грамматического строя (фото № 1);
  • пособие «У леса на опушке»  для индивидуальной и работы в малых подгруппах по закреплению словаря и слоговой структуры слов по лексическим темам (фото № 2);
  • пособие «Проявляющаяся картинка» для развития планирующей и регулирующей функции речи, создания загадочности и интереса к занятиям (фото № 3).

- цикл занятий по изучению лексических тем с использованием интеллект карт. http://ds-uporovo.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-343

Для получения наиболее эффективного результата при коррекции речи дошкольников логопедическая работа проводилась в тесном контакте с педагогами:

  • обмен информацией о развитии ребенка и его индивидуальных особенностях;
  •  мастер- классы «Закрепление поставленного звука в режимных моментах»,  по созданию и использованию пособия «Проявляющаяся картинка.»
  •  буклет «Кинезеотерапия- что это, зачем это?»;
  • видео- практикум по развитию речи «Круги Луллия»;
  • видеоурок «Здоровье сберегающие технологии в логопедической практике»;
  • совместно с инструктором по физической культуре провели развлечение «В зимнем лесу»;
  • совместно с психологом детского сада провели семинар-практикум «Особенности работы с детьми непоседами»;
  • участие в заседании ППК детского сада;

с семьями воспитанников:

  • создана группа в мессенджере «Сферум», в которой обсуждаются вопросы закрепления и выполнения заданий;
  • присутствие родителей на коррекционных занятиях;
  • с целью профилактики речевых нарушений выступаю на родительских собраниях в группах детского сада и провожу занятия детско-родительского клуба «Моя мама-логопед»;
  • в качестве домашних заданий, родителями были созданы лэпбуки и словари на закрепление знаний по лексическим темам, которые сейчас используются на занятиях; памятка «Рекомендации по выполнению домашних заданий логопеда» (для родителей детей, посещающих логопедические занятия);
  • памятки и  буклеты « Каким бывает недоразвитие речи»; «Для чего нужны занятия с логопедом?»;
  • видео «Практические советы для родителей: «Как помочь ребенку обогатить словарный запас»;
  • видео консультация «Логопедические игры и упражнения»;
  • совместно с родителями, к празднованию дня Победы участвовали в акции «Читаем стихи о войне», в акции «Лица героев».
  • Результат работы: в 2022-23 г на логопункт было зачислено 24 ребенка из них 15 детей с ОНР с разным уровнем развития речи. Занятия проводились как индивидуально, так и в подгруппах от 2-5 детей:

В 2023-2024 г. из общего количества зачисленных на логопункт - 20 дошкольников  с ОНР (1, 2,3 уровня):

Вывод: по итогам обследования дошкольников на начало и конец года в течение нескольких учебных лет в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя (подбирают антонимы, употребляют простые и сложные предлоги), за счет изучения лексических тем расширился активный словарный запас, начали рассказывать стихи, строить простые и сложноподчиненные предложения.

Таким образом, при систематической работе по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР и применении современных приемов и методик можно судить об эффективно спланированной и проведенной работе, которую необходимо продолжить и совершенствовать.

 

   Фото №1                                         Фото №2

Фото №3

Защитник Отечества
ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА
Авторизация
Служба Спасения