Среда, 24.04.2024, 14:21

Приветствую Вас Гость | | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Новости, события

Познавательное развитие дошкольника во время прогулки.

​ ПОДРОБНЕЕ

Познавательное развитие дошкольника – это совместная деятельность (сотрудничество) взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение окружающей действительности, раскрытие в ребенке потенциальных возможностей и определение для него зоны ближайшего развития. Уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса. Отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. На прогулке, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении.

Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы.

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующее: развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного и всестороннего развития детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

- Живая природа: растения и животные;

- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

- Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.).

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

- устанавливаются факты;

- формируются связи между частями объекта;

- идет накопление представлений у детей;

- проводятся сопоставления;

- делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года,  погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное - познавательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

- Индивидуальные трудовые поручения;

- Работа в группах;

- Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех

детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда,

согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной - двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице,где находится детский сад.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем,

расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и

любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие.

Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление  социально-личностное развитие.

Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» решаются на прогулке через подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление  познавательно-речевое развитие.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать

образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.

Интегрированный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Составила воспитатель: Константинова О.Н.

Категория: Новости, события | Добавил: Admin (11.05.2016)
Просмотров: 2893
Год семьи
ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА
Авторизация
Служба Спасения